Булыгина Л. Н. Успешность обучающихся как результат реализации кластерного подхода в организации школьного образования
В статье раскрывается проблема достижения успешности обучающимися в образовательно-воспитательном процессе средней школы. Рассматривая успешность школьников как один из главных результатов общего образования, автор представляет образовательный кластер «Я успешен!». В основу кластера положен интеграционный принцип, реализующийся в создании и развитии образовательно-воспитательной среды, объединяющей дополнительное образование, в том числе и на базе социальных партнеров, с работой педагогов, осуществляющих урочную и внеурочную деятельность. Представленный кластер позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс, поскольку формами продуктивного взаимодействия его участников являются индивидуальные образовательные маршруты, наставничество и тьюторское сопровождение. Описан опыт реализации кластерного подхода в конкретном классе МБОУ Лицей на протяжении семи лет. Цель статьи – помочь педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в образовательной организации, способствующий формированию и развитию успешной личности
Сундукова Т. А., Бобык К. В., Варфоломеева К. В. Эффективность профильного обучения в общеобразовательных организациях Свердловской области (на основе результатов исследования)
В статье рассматриваются вопросы эффективности профильного обучения в 10–11-х классах общеобразовательных организаций Свердловской области. Результаты представлены по итогам социологического исследования, проведенного в 2024 году. В исследовании приняли участие представители более 90% образовательных организаций Свердловской области и более 60% одиннадцатиклассников. Рассмотрены различные аспекты эффективности профильного обучения. Представлено мнение руководящих работников и обучающихся о результатах реализации профильного обучения в соответствии с ФГОС СОО, о преимуществах и недостатках профильного обучения. Представлена информация о различных профилях обучения
Педагогика и психология
Кузьмина О. В. Личностные дезорганизаторы времени в деятельности педагогов
Рациональная организация времени является одним из ресурсов успешности профессиональной деятельности педагогов. В статье представлены результаты исследования личностных дезорганизаторов времени, которые снижают результативность труда. Предложена программа психологического тренинга, направленная на формирование у педагогов осознанной саморегуляции времени путем осознанного отношения ко времени работы и жизни в целом. Приведенные данные апробации программы демонстрируют факт снижения проявления личностных дезорганизаторов
Теория и методика обучения и воспитания
Долинина Т. А. Организация текстовой деятельности обучающихся на уроках литературы в контексте системно-деятельностного подхода
Рассматриваются особенности организации на уроках литературы деятельности, способствующей формированию познавательных универсальных учебных действий и личностного отношения к нравственным проблемам, поднимаемым в произведении. Дается определение текстовой деятельности. Текстовая деятельность рассматривается как учебная деятельность, связанная с восприятием, интерпретацией и созданием текстов. Обосновывается значимость ее роли в развитии критического мышления и познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Дается характеристика особенностей организации текстовой деятельности «по ориентирам», заложенным автором в тексте. Обосновывается соответствие текстовой деятельности принципам системно-деятельностного подхода. Предлагаются примеры организации «умственной и душевной деятельности читателя» при работе с эпизодом произведения. Рассматриваются особенности выполнения задания ОГЭ, требующего анализа самостоятельно подобранного в соответствии с заданием эпизода, и задания ЕГЭ, ориентирующего на сопоставительный анализ эпизодов. Обосновывается актуальность работы с эпизодом, значимость понимания роли межтекстовых взаимодействий как творческого диалога. Предлагается схема анализа эпизода и алгоритм проведения сопоставительного анализа эпизодов. Показаны приемы работы с таблицами. Комментируется результативность аналитической работы с эпизодом: дается характеристика предметных, метапредметных и личностных результатов, достигаемых в процессе текстовой деятельности
Ершова Н. В. Формирование картографической культуры на уроках географии: понятия и приемы
Методические приемы формирования картографической культуры в курсе школьной географии для реализации задач школьного географического образования представляют многолетний опробованный и результативный опыт учителя. На основе познавательных базовых логических универсальных учебных действий формируется единое с окружающими понимание пространства коммуникации, что способствует развитию творческой деятельности ученика в создании собственных карт в виде повседневных абрисов или посредством медиаинструментов, позволяет креативно пространственно мыслить. Представленный опыт технологичен и полезен в практике учителей географии при реализации ФРП по географии
Пашкова А. Д., Пермякова Т. К. Реализация модели воспитательной среды по формированию гражданской позиции и патриотизма (на примере Екатеринбургского колледжа транспортного строительства)
В статье описан опыт разработки и внедрения модели воспитательной среды по формированию активной гражданской позиции, патриотизма и социальной ответственности у студентов колледжа – региональной инновационной площадки. В работе представлены структура модели, кадровое обеспечение инновационного проекта, комплекс воспитательных мероприятий гражданской и патриотической направленности, показатели эффективности внедрения модели